20.04.2024

Исследование когнитивного и эмоционального развития детей

В рамках соглашения Академии наук Республики Саха (Якутия), Психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова в феврале 2020 г. начат процесс апробации комплекса психологических методик, предназначенных для индивидуальной психологической диагностики детей дошкольного возраста (когнитивного и эмоционального развития).

Комплекс методик был сформирован на основании результатов многочисленных отечественных и зарубежных научных исследований. Проведенные исследования показали, что методики дают статистически значимый прогноз таких аспектов дальнейшего развития ребенка, как готовность к школьному обучению, академические достижения, развитие навыков эффективного взаимодействия, жизненного планирования и др.

Апробированные на выборке более 1000 детей на русскоязычных детях, методики были переведены на якутский язык и адаптированы в Якутии. В будущем методики будут доступны для использования психологами для комплексной психологической диагностики детей дошкольного возраста.

Выработка норм на якутской выборке позволит определять уровень развития невербального интеллекта, когнитивной саморегуляции и эмоционального развития детей, относительно других детей того же возраста и пола. Это позволит выстраивать индивидуальные планы психолого-педагогической работы, позволяющей максимально раскрыть потенциал каждого ребенка.

В начале 2020 года более 20 психологов детских садов Якутии прошли обучение по использованию методик в Академии наук Республики Саха. Научно-методическое руководство исследованием в Якутии занимаются ученые Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова М.К. Иванова и М.И. Дедюкина. Общее руководство исследования в Якутии осуществляет Ю.И. Семенов, руководитель НОЦ Академии наук Республики Саха.

С начала марта успешно приступили к диагностике детей в 14 дошкольных образовательных учреждениях (в г.Якутск, а также в Амгинском, Горном, Вилюйском, Сунтарском, Среднеколымском и Кобяйском улусах). В период с февраля по конец марта было проведено более 1500 индивидуальных диагностических встреч с детьми, в рамках которых получена информация об актуальном развитии интеллекта и навыков когнитивной саморегуляции у детей.

Параллельно в рамках работы с родителями, было получено более 700 заполненных анкет, которые раскрывают особенности практик и ценностей семейного воспитания, факторов развития детей (таких как время нахождения ребенка с электронным устройством, посещение дополнительных занятий и т.д.), а также установок родителей относительно векторов развития детей дошкольного возраста.

Во время визита специалистов МГУ им. М.В. Ломоносов под руководством А.Н. Веракса, член-корр. РАО, д. психолог. н., профессора была проведена экспертиза качества образовательной среды и процессов взаимодействия между педагогами и детьми в части детских садов. Полученные данные планируется сопоставить с особенностями развития детей и сформулировать рекомендации для каждой конкретной группы детского сада.

На данный момент ведется работа по качественному и количественному анализу полученных данных, что позволит определить факторы, которые способствуют гармоничному психическому развитию детей. В дальнейшем результаты проведенной работы будут полезны для планирования и организации процессов обучения и воспитания детей в семье и в детском саду.

Так научное исследование выработает практические рекомендации для воспитателей и психологов детских садов, которые смогут их применять для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

пресс-служба
Академии наук РС(Я)