АРКТИКА: КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ – КЛЮЧЕВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

17 ноября состоялось заседание Межведомственной рабочей группы по вопросам координации мер поддержки образования КМНСС и ДВ РФ при участии заместителя министра просвещения РФ Екатерины Толстиковой. Народный депутат РС (Я) Феодосия Габышева, руководитель партийного проекта «ЕДИНОЙ РОССИИ» «Новая школа», в своем выступлении особо выделила направление «Кадры в Арктике».

Кадры решают все!

«Именно кадровое обеспечение имеет ключевое значение в становлении личности в целом»,– сказала Феодосия Васильевна. Еще в сентябре этого года с проектом «Среднее профессиональное образование в Арктике» она побывала в северных районах – Верхоянском и Нижнеколымском. В командировке принял участие заместитель генерального директора Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике Иван Ефимов. Провели круглый стол «О целевой подготовке специалистов в целях обеспечения кадрами и формирования кадрового потенциала в арктических районах и местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера». Этот же вопрос был рассмотрен и в рамках Второго Международного Форума «Северный Форум по устойчивому развитию» 27 сентября в Якутске.

  • В настоящее время из-за отсутствия научно-обоснованной методики прогноза подготовки кадров в Арктике сохраняется заявительный принцип, который не всегда может быть объективным и востребованным. Активное промышленное освоение северных территорий требует учета реальной потребности в специалистах технического направления (инженеры, связисты, транспортники), подготовки кадров, открытия новых специальностей и профессий именно на местах.

Справка

· Потребность в рабочих кадрах по стране до 2035 года составляет 182 тысяч человек.

· До 2035 года будет создано 200 тысяч рабочих мест.

· В настоящее время в добывающей отрасли Якутии местное население составляет 6-8 % от общего количества специалистов.

Значит, назрела необходимость изменения подходов к распределению бюджетных мест в учреждениях профессионального образования. За десять лет эти цифры в вузах сократились в два раза. Логично возникает вопрос: когда же будет наверстано сокращение мест? В то же время наряду с обучением на бюджетной основе как никогда актуализируется участие крупных компаний, корпораций, бизнес-структур в целевой подготовке кадров. В этом плане известен опыт таких компаний, как «Газпром», «Лукойл», «АЛРОСА», «Норильский Никель».

А вот состояние материально-технической базы, уровень заработной платы работников учреждений среднего профессионального образования республики на сегодня вызывает беспокойство. Например, Арктический колледж народов Севера в поселке Черский Нижнеколымского района или Центр подготовки рабочих кадров Арктики в г. Якутске с филиалами в трех северных районах – в Верхоянском, Булунском, Жиганском районах. Они остро нуждаются в элементарном: обустройстве учебных мест и площадок, обеспечении качественной интернет-связи, в выделении высокотехнологичного оборудования.

  • Современная экономика требует существенного расширения сети среднего профессионального образования. Например, в Татарстане 60 % выпускников 9-ых классов идут осваивать рабочие профессии, что отражается и в качестве результатов единого государственного экзамена, и в подготовке более мотивированных специалистов. В рамках профессионализации старшей школы необходимо совершенствовать профориентационную работу, механизмы внедрения дуального образования. Достойные рабочие места, жилье для специалистов возможны только при развитой инфраструктуре, благоприятных социально-культурных условиях.

Северу нужны не только рабочие кадры

В республике в обеспечении кадрами большая роль принадлежит Арктическому государственному институту культуры и искусств как центру культуры и современного искусства. И во время заседания Феодосия Габышева предложила региональной сфере общего образования предусмотреть аналогичный федеральному проекту «Земский учитель» проект «Учитель Арктики».

  • Критерии отбора педагогов было бы целесообразно составить с учетом региональных, этнокультурных и иных особенностей региона, в том числе степени знания языков и культуры народов, социокультурной ситуации территории возможного переезда. Эти требования дополнят показатели профессиональной культуры учителя. В таких школах повышенного уровня, как «Экспериментальная школа-интернат «Арктика» в г. Нерюнгри, Международная Арктическая школа в г. Якутске, должна быть определенная квота для детей из арктических районов, профориентационная работа должна вестись с учетом специфики региона. Например, реализация проектов: «ПроеКТОриЯ», «Мой первый бизнес», «Я – профессионал».

На этапе поступления в аналогичные школы, учреждения профобразования зачастую не учитывается реальная ситуация учащихся и выпускников школ, работающих в сложных условиях с ограниченными материально-техническими и кадровыми ресурсами. Среди них встречается много детей из семей с низким социально-экономическим статусом, которым сложно конкурировать с обучающимися инновационных школ. По данным научных исследований Высшей школы экономики, шансы одаренных детей в 2,5 раза выше, чем у учащихся массовых школ;

Подготовку педагогических кадров – на особый контроль

Изменение статуса Института национальных школ Республики Саха (Якутия), буквально недавно ставшего филиалом федерального Института родных языков, вызывает опасение в том плане, что в дальнейшем круг научных исследований института как базового учреждения в обеспечении языкового образования в стране, будет ограничен только изучением родных языков. При этом общепедагогические проблемы, проблемы обеспечения региональной составляющей (регионального компонента), преподавания русского языка как государственного (второго родного) могут отойти на второй план.

  • Хотелось бы упомянуть статьи 14 и 28 ФЗ. В статье 14 есть своего рода «ограничитель» — пунктом первым в РФ гарантируется получение образование на государственном языке РФ, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Но как часто бывает – желания не всегда совпадают с нашими возможностями, в данном случае – с возможностями образовательных учреждений. А при переходе на 5-дневку некоторые школы переходят на факультативное изучение родного языка.

Или взять статью 28 ФЗ – о компетенции, правах, обязанностях, ответственности образовательных организаций. Но нужно понимать разницу между обучением на якутском языке и преподавание. Это совсем разные уровни – обучение на родном языке (преимущественно в сельской местности) и преподавание . получается, эта проблема взвалена на плечи школ, а у них ресурс ограничен. Поэтому на особый контроль нужно взять подготовка педагогических кадров. И работа должна быть непрерывная – открывать больше педагогических классов, к примеру, что активно практиковалось раньше, а сейчас как-то стало слабо. Сейчас идет упор больше на технические классы. И в педколледжах нужно смотреть фиксатор специальностей: здесь можно многое интегрировать, сочетать с новыми направлениями, инновациями, работать на повышение имиджа профессии учителя.

В институтах развития образования считают, что должны быть такие кафедры, как «Механизм методического сопровождения». С этим очень сложно, их у нас попросту нет.

Интересные идеи – в жизнь

Еще один момент, который отметила Феодосия Габышева – это анализ исполнения всех решений на уровне Совета Федерации, Госдумы, съездов учителей родных языков КМНС севера Сибири и ДВ, а также межведомственных рабочих комиссий. Ведь много идей интересных поступает, а реализуются не все, что-то так и остается на уровне проектов на бумаге.

  • Нужна слаженная работа на уровне субьектов, муниципалитетов, образовательных учреждений и общественных объединений. Кстати, отмечают хорошие результаты системной работы именно в нашей республике – все таки у нас в этом вопросе большой опыт. Сразу все вопросы, конечно, решиться не могут, но над этим идет работа.

Справка

В Резолюции участников встречи Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко с тружениками социальной сферы села в Москве 3 марта 2020 года было отмечено:

  • Правительству Российской Федерации: рассмотреть возможность урегулирования на законодательном уровне вопроса о финансировании организаций, осуществляющих образовательную деятельность в кочевых условиях (кочевых школ), в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

В этой связи Феодосия Васильевна внесла предложение о возобновлении рабочей группы по подготовке предложений об особенностях получения образования детьми, проживающими в Арктической зоне, которую возглавляла министр просвещения О.Ю. Васильева.

Подпрограмма «Дети Арктики»

Включение подпрограммы «Дети Арктики» (направления «Отдых, оздоровление и развитие детей», «Инфраструктура: интернет, материально-техническая база, кадры», «Родные языки») в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» дает арктическим регионам еще один шанс для реального улучшения ситуации на местах.

  • Пользуясь случаем, выражаем благодарность Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (Агентству по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике), Федеральному агентству по делам национальностей, Министерству просвещения Российской Федерации, коллегам из других регионов Арктической зоны Российской Федерации за плодотворную совместную работу. Нам было приятно общаться с вами на профессиональном уровне. Мы еще раз убедились, что системный подход к решению назревших проблем приводит к таким положительным результатам.

В тему

В Арктике предлагают возродить радиовещание на языках коренных народов

Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации рекомендует Минцифры России проработать вопрос о возрождении радиовещания на языках коренных народов Севера.

«Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Арктической зоны РФ проработать вопрос о возрождении радиовещания в диапазонах средних и длинных волн в формате радиостанций, осуществляющих вещание на языках коренных народов Севера», — говорится в проекте решения по итогам выездного заседания Совета в Мурманске.

Помимо этого Совет рекомендует правительству создать единый цифровой онлайн-ресурс для сохранения и популяризации культуры коренных малочисленных народов Севера, включая записи фольклора, обрядов, а также создание цифровых учебников национальных языков.

Напомним, что ранее президент России Владимир Путин утвердил Стратегию развития Арктической зоны страны и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. В документе отмечается, что в Арктической зоне проживает 19 малочисленных народов, располагаются объекты их историко-культурного наследия, имеющие историческую и культурную ценность общемирового значения. В стратегии, в частности, указывается на необходимость обеспечивать сохранение и популяризацию культурного наследия и языков малочисленных народов.

Источник: https://yakut.er.ru/activity/news/arktika-kadrovoe-obespechenie-klyuchevoe-znachenie