КАК СТАТЬ УЧЕНЫМ

Большинство ученых, наверное, понимали с самого детства, что они всю жизнь будут заниматься исследованием, открытием для себя и мира чего-то нового, т.е. готовили себя к жизни ученого. Да, именно жизни, ибо ученый та редкая профессия, которая живет своим делом, идеей…воплощая это в жизнь.

Прежде всего, чтобы стать ученым от природы необходима наблюдательность и чрезмерная любознательность. Эти два чувства не покидают ученого всю его жизнь и вследствие них развивается страсть к познанию, учебе и постоянному стремлению «докопаться» до любопытного вопроса, найти ответ.

Будущий ученый прежде всего должен любить учиться, постоянно постигать что-то новое, интересное, совершенствоваться всю свою жизнь, тем самым никогда не стареть.

Необходимо сказать, что если приходит чувство «насыщения» учебой, постигает лень познавать новое, учиться, уходит чувство радости к учебе, чтению, то сразу можно сказать, что такой человек может забыть о карьере ученого. Здесь необходимо сказать, что учеба учебе рознь – часто бывает, что отличники крайне редко становятся настоящими учеными, чаще это следствие самодисциплины, хорошей памяти, заучивания предметов и других факторов. Истинного будущего ученого отличает его цель – найти истину, узнать волнующий вопроса, порой самому изучить волнующую тему, постоянный поиск за которым можно увлечься и отстать от учебы. Исследователя и отличника отличают их интересы, так если исследователь постоянно старается постигать наук основы, то отличник выучить материал и за этим он практически ничего другого не видит, а когда наступает момент отсутствия учебы, а необходимость конкретного самостоятельного дела, то отличник теряется – он к этому никак не приспособлен.

Будущий ученый всегда отличается вдумчивостью, терпением и упорством в достижении цели. Простыми словами, будущий ученый всегда о чем-то думает, его голова работает непрерывно над какой-либо проблемой и порой именно в этом процессе наступает озарение и выдающееся научное достижение, открытие.

Часто бывает так, что ученые в душе остаются детьми, т.е. на протяжении всей жизни сохраняют азарт, умение мечтать, воображать, представлять, моделировать, строить невероятные мысли и идеи, которые пытаются воплотить в жизнь благодаря знаниям, труду, упорству и своему гению, так же, как и дети являются мечтателями и «воображулями». Кто-то может сказать, что результат труда ученого очень четкий и требует эмоциональной сдержанности, но и они, наверное, согласятся, что процесс поиска научной «истины» – процесс эмоциональный, волнующий, порой душераздирающий, ибо не всегда достигается желаемый результат.

Биографии выдающихся ученых, истории великих научных открытый полны палитры красок и переживаний, порой предательств, волнений, огромного количества поражений и неудач, неутомимого энтузиазма, веры в свои силы и идеи, а также огромного труда, итогом всего которого становится победа над собой и победа в научном поприще.

Крайне важно с молодых лет воспитать в себе критическое отношение ко всему на свете. Иначе говоря, во всем сомневаться и ставить вопрос: почему это так, а не иначе? Чаще всего такое чувство и такие вопросы очень нравятся взрослым, педагогам и когда в классе появляется такой ребенок его обычно не любят как взрослые, так и дети, чаще повторяя, что он мешает вести урок. А на самом деле такой подход и здоровое любопытство — это залог будущего ученого, того, кто, возможно, перевернет мир, сделает его лучше, вылечит больных людей, спасет экологию… И таких учеников, детей необходимо поддерживать, стимулировать, обучать по-другому, подходить индивидуально, стараться не только ради его благополучия, развития, а возможно ради всего человечества и ваш вклад будет огромный.

Конечно, ученый чаще всего небогатый человек, хотя XXI век доказал обратное, что интеллект, наука и наукоёмкие технологии – не просто двигатель прогресса, но и выгодный бизнес. И все же большинство ученых живут только на зарплату. И если у человека есть мечта быть богатым, то скорее всего быть ученым не его главная стезя.

Уважение и почет – что никогда не отнимут у достойного ученого. А его достойные труды будут навеки храниться в интеллектуальной культуре нации и человеческой истории. Деньги и другие материальные блага чаще теряются, порой и при жизни самого человека, что не скажешь про интеллект – он вечен и имеет свойства накапливаться, если его развивать.

В молодом возрасте исследователи очень амбициозны и стараются решить все великие задачи человечества, «накормить» всех. И в этом энтузиазме есть огромный потенциал и одновременно опасность, ибо не всем удается в самом начале научного пути «решить» великую задачу (хотя это и не исключено) и многие теряют «энтузиазм» и оптимизм. Здесь каждый молодой ученый должен понимать, что в начале научной деятельности он будет решать очень узкие частные задачи и очень многому будет учиться, совершать ошибки. На данном этапе необходимо огромное терпение, самодисциплина, понимание того пути, который он должен сделать для своего «открытия».

Одним из успешных, но в тоже время ограничивающих путей является вхождение в группу успешных исследователей (в научную школу), где можно научиться азам, методике научного исследования и успешно защитить диссертацию. При выборе научной школы надо подойти очень серьезно и постараться выбрать ту, в которой «защищаются» кандидатские и докторские диссертации молодыми учеными. И подальше держаться от тех заведений и научных школ, где не занимаются с молодыми учеными и не защищаются диссертации.

Необходимо учесть то, что в науке есть различия приоритетов индивидуальных и коллективных исследований. Чаще всего в математике, общественно-гуманитарных науках исследования носят индивидуальный характер. И в таких исследованиях есть возможности для продвижения, научного роста, но и большая вероятность остаться непонятным, непризнанным. В таких исследованиях необходимо понимать, что одиночный исследователь сам отвечает за свои результаты.

В физико-технических науках исследования носят коллективный характер, особенно когда создают большие проекты и необходимо большое количество различных исследователей: корабли, гидроэлектростанции, самолеты, ракеты, здания и сооружения. В таких работах возможности для роста намного скромнее, но результаты порой вдохновляют своим масштабом и значимостью, а также нельзя сбрасывать со счетом дружный коллектив коллег. В целом каждый, кто идет в науку, должен понимать, что наука – это стиль и смысл жизни. В науке нет успеха без упорного и тяжелого интеллектуального труда, ничто не заменит каждодневный труд. При этом исследователь должен верить, что непонятное можно понять.

Юрий Иванович Семенов, руководитель Научно-образовательного центра Академии наук Республики Саха (Якутия)