20.04.2024

Директор школы…

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха.

А.С. Пушкин

Педагог, психолог, менеджер, стратег, финансист, эффективный управленец – все это относится к главному человеку в современной школе – к директору.

Когда утверждаешь, что главный в школе директор и учителя многие начинают недоумевать и утверждать, что главные – дети. Безусловно, дети – смысл нашей жизни. Смысл жизни не только родителей, но и всего коллектива школы и отдельно взятого учителя, директора. Ведь именно ради детей и существует школа, детский сад, профессиональные учебные заведения, чтобы наши дети были добрыми и хорошими людьми, профессионалами своего дела, получили достойное профессиональное образование, и каждый смог найти себя в этой жизни и стать счастливым человеком. И никогда в жизни не поверю, что какой-либо учитель, директор хотел бы обратного своим ученикам и вообще детям, как иногда выдают или пытаются это найти некоторые «товарищи» в действиях учителя…

Все же главным является директор, и в нашем понимании главный от существительного глава или же по смыслу голова, который не просто управляет, а определяет вектор развития организации, а значит и судьбу всего коллектива и даже детей, ради которого существует вся школа.

Между тем, еще со времен Советского союза идет спор о роли директора школы. Одни считают, что «Если вы хотите быть хорошим директором, стремитесь, прежде всего, быть хорошим педагогом…» (В.А. Сухомлинский), другие – педагогом можешь и не быть, а эффективным менеджером быть обязан.

Конечно, истина в «середине». Директор – это лидер, который может и готов принимать одинаково эффективные управленческие как в области управления ресурсами, так и в научно-методических, образовательных областях для достижения поставленных целей.

Но, надо понимать, что один директор многое не сможет сделать, если даже он будет самый-самый. Ему обязательна, нужна верная и смелая команда, сформированная им самим. Только при таких условиях можно достичь большого успеха. При этом понимать, что чем сильнее члены команды – настолько сильнее и сам директор. Сила команды измеряется силой самого слабого его члена.

Термин «команда» пришел к нам из бизнеса, политики и уверенно прижился в педагогической среде, где традиционно сильно «чувство локтя». Важно уметь подбирать команду. И здесь директору очень важно, чтобы его заместители были подлинными профессионалами, неравнодушными управленцами, умеющими работать в команде, а директор должен быть способен организовать работу команды и не бояться делегировать ответственность членам своей команды. Между тем директор должен оставаться лидером, а для этого должен постоянно развиваться и совершенствоваться и вместе с тем формировать инновационный механизм, направленный на развитие творческой атмосферы в образовательном учреждении, культивировать у подчиненных интерес к инновациям и новшествам.

Таким образом, современный директор – менеджер, стратег, понимающий современные тенденции образования, умеющий предвидеть будущее и вовремя направить свой коллектив – команду на правильный путь для развития детей и их будущей жизни.

Если говорить о статусе директора, то он является ключевой фигурой в сфере образования, так как он представляет интересы государства в школе и одновременно интересы школы перед государством и обществом. Директор выстраивает взаимодействие, общение, связи между учащимися, родителями, педагогами, партнерами образовательной организации, государственными и муниципальными органами управления.

Если посмотреть на изменение содержания работы директора за последние годы, то можно увидеть, что у него стало больше свободы в плане финансов, распределения ресурсов, а значит, стало больше и ответственности. Директору сегодня как никогда нужны навыки управления организацией – основы менеджмента, он должен быть эффективным управленцем.

Вместе с тем, стало больше свободы и в содержательном плане. Директор должен разбираться в современных образовательных парадигмах и приоритетах, а также в перспективных образовательных технологиях. Он должен понимать суть и особенности педагогической работы.

Между тем, данная свобода остается на бумаге, а реально жизни другая картина, когда сами директора не принимают решения, всегда ждут указаний сверху или сверху постоянно контролируется любое действие и даже порой пресекается, все финансовые документы пере утверждаются, согласовываются и даже приходят полностью «разбитые» по статьям, да и средств не всегда хватает. Между тем, как в первом и во втором случае есть объективные причины. Но, главной причиной является отсутствие доверия и постоянные проверки.

Особенно со стороны финансового и хозяйственного вопроса, поэтому со временем, даже самые творческие директора становятся «завхозами». Возможно, мы ошибаемся, но все же надо директорам больше доверять, ибо сама парадигма, философия данной должности исчезает.

Директор представляет государство и статус его должен быть соответствующий, а не как к «завхозу». И каждый член общества должен понимать роль и значение директора школы в целом в развитии общества и страны в целом. И относиться к директорскому корпусу с наивысшим уважением, ибо директор не просто хозяйственная или управленческая должность, но и определяющая педагогические парадигмы образования.

Директор – учитель учителей.

Но, и сами директора должны отвечать всем предъявляемым обществом, государством требованиям. Быть инициативными, творческими, постоянно совершенствоваться, брать на себя ответственность за судьбы детей и коллектива, жить не только текучкой, а прежде всего стратегическими идеями.

При этом современный директор школы должен иметь не только профессиональные компетенции, которые позволяют ему быть эффективным руководителем, но и личные качества, такие как стрессоустойчивость, упорство и настойчивость, уравновешенность, доброжелательное отношение к людям, уверенность в себе.

С того момента, когда учитель и директор школы будут признаны в обществе каждым человеком высшим достоинством человечества, не на словах, а по вещей традиции, начнется новая эпоха.

Особенно, если признают выдающийся авторитет учителя и директора – родители и проверяющие органы. Доверие наилучший ключ к сердцу человека.

Юрий Семенов

руководитель НОЦ Академии наук РС(Я)