Уроки великих…

Каждый из нас был учеником, и у каждого остался в памяти светлый образ любимого учителя.

Родитель дает жизнь и самую искреннюю любовь, а учитель дает веру и крылья, чтобы летать, и знания, чтобы творить. При этом учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние на жизнь человека, судьбу народа и всего человечества. И сегодня, как было всегда, в руках учителей – наше будущее. В школах уже сегодня идет формирование нашего нового поколения, которое призвано решать задачи новой эпохи.

Жизнь всегда предъявляла к педагогу высокие требования. Но сейчас учитель должен быть не только профессионально грамотным, владеть новейшими средствами и методиками обучения, но и осознавать суть глубоких перемен, которые идут в обществе. Сегодня как никогда важно научить детей самостоятельно мыслить, быть свободными людьми, подходить ко всему творчески, нестандартно, при этом принимать решения и нести ответственность за свой выбор.

На наши плечи сегодня возложена большая ответственность – ответственность за развитие родной Якутии. В своем выступлении на августовском совещании работников образования 2019 г.Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев обозначил главную цель – образование должно стать драйвером развития республики. И эта цель была своевременной, когда человек, его знания и талант становятся главным фактором развития экономики и благосостояния всего народа в эпоху экономики знаний. И наша задача – обеспечить наивысшее качество образования для развития талантов каждого ребенка, студента для его реализации и достойной жизни в будущем. Власть, общество и бизнес для этого должны создать все условия, а не просто декларировать с высокой трибуны, ибо призываешь – действуй и сам.

Мы должны сформировать бренд – Якутский Учитель.

Руководство республики и общественность возлагают на нас большие надежды. И мы будем верить, что будут создаваться еще больше условий для комфортной работы. Власть и общество верят в нас, ибо для этого есть все предпосылки и надежный фундамент. Ведь наши учителя всегда составляли наиболее прогрессивную часть интеллигенции, были носителями лучших качеств нации, выразителями высокой нравственности, духовности, культуры.

Так каким же должен быть современный учитель или Якутский Учитель? Прежде всего, окунемся в историю нашей республики. Наш народ в свое время смог сделать «якутское чудо», которому возможно и нет аналогов в мире. Представьте себе –за более чем 50-60 лет из малограмотного народа, о котором в начале XX века писали:«В Якутии хромых, больных, слепых больше, чем грамотных людей», мы встретили XXIвек форпостом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, одним из передовых регионов России и мира по развитию образования. Безусловно, благодаря нашему первому Президенту М.Е. Николаеву и нашим учителям, ибо народ историю создает, а эпоху личности.

Михаил Ефимович уделял самое большое внимание школе, развитию детей, понимая, что это самые надежные инвестиции. И ни на минуту не сомневался в якутских учителях, детях, а именно в их таланте, трудолюбии и устремлённом взгляде в будущее. Облик Якутии изменился во многом благодаря учителям, особенно в сельской местности, где учителя составляют основной костяк интеллигенции. Якутский сельский учитель – это особая когорта людей, которые не только занимаются обучением детей, развитием школы, а составляют целую вселенную развития села, во многом благодаря их инициативе, труду, активной гражданской позиции развиваются села. Мне всегда казалось, что в сельском учителе больше света, добра и искренней любви.

Склонность к обучению, наукам и знаниям было всегда у нашего народа. Это подтверждают ценные труды наших первых просветителей, в том числе первый ученый-лингвист, создатель якутской массовой письменности Семен Андреевич Новгородов. Он является одной из первых путеводных звезд учительства Якутии. Его неугасимое желание быть полезным родному народу было целью его короткой, но яркой, полной целеустремленного труда жизни. В 1913 году в возрасте 21 года, будучи студентом, он выступил с докладом «Краткие сведения о якутах, их школы и их право на образование» на 1-м Всероссийском съезде народных учителей. Он смело требовал открытия якутских национальных школ с обучением детей на родном языке, субсидирования и издания учебников на якутском языке.

В 1916 году он завершил проект новой якутской письменности на базе международной фонетической транскрипции. В 1917 году издан первый букварь, в 1922-м году второй и с этого периода начинается пристальное изучение родного языка в школах Якутии.

Его пронзительный ум, талант и громадное трудолюбие подарили нам якутский букварь, возможность изучать родной язык, одно из главных богатств народа саха.

И вот первый урок для нас: изучение и освоение родного языка, культуры и самобытности – фундамент нашего развития.

Но нельзя забывать ни на минуту о вкладе русского народа в наше развитие и светлых идеях советского государства. Невольно вспоминаются слова из стихотворения народного поэта Якутии Семена Данилова:

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком…

Мы никогда не должны забывать то время, когда полные желания развивать великую страну, молодые юноши и девушки, которым порой было всего по 19 лет, окончив педагогические училища, приезжалипо распределению работать в самые отдаленные уголки громадной Якутии. И многие из них вышли замуж, женились, родили детей и, навсегда полюбив красоту якутской земли, остались здесь жить.

И мы должны низко поклониться им всем –учителям Якутии из разных уголков Советского Союза, внесшим огромный вклад в развитие республики и страны. Мне невольно вспоминается добрый образ моей любимой первой учительницы Алины Михайловны Прошиной. Она в 19 лет, окончив Курское педагогическое училище, со своими 4 однокурсницами по направлению приехали работать в очень маленькие глухие якутские села в 1960-е годы. Жители маленьких сел встречали юных учителей со всей почестью, искренней добротой и любовью. Не было комфортных условий жизни для молодых русских девушек, они жили, как и все, порой вместе с кем-либо, но тепло человеческой души местного населения согревало их, для учителей создавали самые комфортные условия. И молодые учителя работали с огромным энтузиазмом, участвовали в жизни села, самодеятельности, что даже спустя 40 с лишним лет их вспоминают с теплотой в этих селах.

Алина Михайловна и ее однокурсница Вера Кузьминична всю свою трудовую жизнь, а это более 45 лет, преданно своей профессии проработала в Вилюйской школе. Поступить в их класс всегда означало получение лучших знаний. Стояли огромные очереди, чтобы попасть в их классы – не это ли истинное признание народом их педагогического таланта. И по сей день они живут в Якутии и уже воспитывают внуков.

Многие из плеяды этих замечательных учителей навсегда остались в Якутии. Отсюда второй урок: неразрывна должна быть педагогическая связь с лучшей российской школой, постоянно привлекать учителей из России, носителей живой, богатой русской культуры, готовить собственные кадры в лучших российских вузах, обмениваться опытом и делиться собственным.

Между тем, важно сказать, что и наш народ оказался незаурядным, талантливым, ибо народов в мировой истории совершенно мало, сделавших такой цивилизационный скачок за столь короткий период, ведь сегодня у нас не просто университет, а имеющей статус федерального (их всего 10 в стране), собственная Академия наук, Академия духовности, научные институты, неповторимые инновационные школы.

Отсюда и третий урок: верить в уникальность каждого человека, развивать его талант и ум.

Яркими примерами для нас являются выдающиеся учителя, внесшие большой вклад в развитие родной республики и страны в целом. Именно учитель был первым героем труда СССР – Петр Хрисанфович Староватов. Выдающийся учитель и энтузиаст. Окончив 6 классов Якутского реального училища, начал педагогическую деятельность и проработал 65 лет. В первые годы учительства он получал зарплату в виде 1 пуда муки, 4-5 фунтов крупы в месяц, чего, безусловно, не хватало на жизнь. Чтобы прокормить семью он не чурался любой работы, рыбачил, охотился, ни на минуту не думал о том, чтобы оставить выбранное дело, ибо он понимал, что его труд и призвание – будущее Родины.

Даже работая на столь мизерную зарплату, он ежедневно добросовестно выполнял свою работу, и в 1908 году в Иркутской газете о нем написали: «Он добросовестно относится к своим обязанностям. Его система преподавания и отношение к ученикам чужды формализма и казенности». Он был у истоков краеведения, создал уникальный краеведческий музей, существующий по сей день, был глубоко начитанным человеком, имеющим глубокие научные познания, постоянно находящимся в поисках.

Говоря о первооткрывателях якутских алмазов, нельзя не вспомнить его имя, имя учителя и краеведа из Вилюйска Петра Хрисанфовича. Именно он первым указал советскому правительству на возможность залежей сокровищ на вилюйской земле. Благодаря ему Якутия получила алмазную промышленность, и можно по праву сказать, что Петр Хрисанфович многие годы косвенно приносит самый большой доход в бюджет республики и страны. А именно –его ум и смелость.

Он был большим гуманистом. Так, в годы первой русской революции, в 1905-м году, он открыто выступил с докладом «О притеснении рабочего люда и необходимости скорейшего оказания им помощи в смысле уравнения их прав с другими классами населения», за что был снят с учительской работы и подвергнут преследованиям. И только после гражданской войны он официально вернулся к учительству. Петр Хрисанфович учит нас многому, но хотелось бы выделить главные уроки: любовь и верность выбранному пути, своей профессии, смелость за человека и гуманизм.

Не менее выдающимся является другой герой Социалистического труда СССР –Георгий Евдокимович Бессонов, который был, без преувеличения, по-хорошему одержим идеей развития и творчества. Он постоянно выдвигал все новые и новые задачи по созданию прочной учебно-материальной базы для качественного преподавания. Он создал уникальную Тойбохойскую школу с богатейшим музеем, с уникальными экспонатами, ботанический сад с райскими растениями, уголок живой природы, картинные галереи, парк-дендрария. Он был приверженцем практико-ориентированного образования.

Георгий Евдокимович учит нас к творческому подходу ко всему, создавать уникальные условия для всех школ: от малых сельских до больших городских.

Пример искренней любви к детям, своему делу и удивительная способность прогнозирования, глубокого научного анализа народного учителя СССР Михаила Андреевича Алексеева, предсказавшего практическую судьбу Якутии, как промышленного гиганта учит нас постоянному применению научного подхода и новаторства. Якутский учитель должен быть новатором и иметь во всем научный подход.

Его пример глубокого познания предмета позволял ему самостоятельно формировать собственные лаборатории. Во время летних каникул учитель-энтузиаст по крупинке собирал, начиная с пробирок, оборудование, наглядно-дидактические материалы, учебники, пособия, литературу из учебных заведений и НИИ Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Якутска… Потом он начинал дружить с ведущими вузами страны, установил с ними тесные связи и развивался наравне.

Таким образом, великий учитель учит нас быть открытыми, взаимодействовать с миром, стараться быть наравне и постоянно развиваться вместе с лучшими умами.

Виктор Федорович Афанасьев – один из первых докторов педагогических наук, профессоров, начинал свою трудовую деятельность учителем Соттинской начальной школы. Один из основателей теории народной педагогики в России широко известный в российских научных трудах. Он многое сделал для развития педагогической науки в республике, подготовил 28 кандидатов и 2 докторов педагогических наук.

Удивителен опыт работы Долгунова Василия Софроновича, доктора педагогических наук, всю жизнь посвятившего развитию родного Верхневилюйского улуса и родной школы. Будучи доктором наук, он не покинул родные стены школы, а с удвоенной силой развивал школу. Он является одним из основателей физико-математического движения в Якутии. Руководитель, внедривший новаторские педагогические идеи Михаила Андреевича Алексеева, основоположник гуманизации в учебно-воспитательной работе как метода поднятия ее на новую ступень развития. 

Все они вдохновляют нас на развитие педагогической науки, поиск талантливых педагогов, развитие и подготовку для создания уникальной авторской якутской школы на основе опыта многих поколений, теории этнопедагогики, интеграции лучшего мирового и российского опыта. Мы должны подготовить большое количество учителей новаторов, ученых, исследовать и обобщить уникальный опыт учителей Якутии разных лет, чтобы зажглись на века имена якутских учителей на небосклоне педагогической науки России.

Поражает и восхищает уникальный жизненный путь Степана Кузьмича Макарова, который вернулся с фронта Великой Отечественной войны без обеих ног, но не сдался, получил образование и всю жизнь проработал в школе. Он всегда отличался яркой гражданской позицией, кроме школы вел активную общественную работу: был председателем профсоюза, избирался депутатом сельского совета, был пропагандистом политшколы, секретарем партийного бюро. Еще при жизни он вдохновлял людей на самоотверженный труд, активную жизненную позицию. По сей день он учит нас тому, что учитель, как представитель интеллигенции, должен быть активным, работать не только в стенах школы, но и заниматься общественными делами, вести активную просветительскую деятельность среди населения.

Безусловно, каждый учитель был талантливым педагогом, много заботился о своих учениках, каждый из них воспитал целую плеяду выдающихся сынов и дочерей Якутии, которые и по сей день трудятся во благо республики.

Сегодня мы не только должны гордиться своим прошлым, а прежде всего мы должны учиться, постоянно развиваться и находить вдохновение в примерах наших предшественников. Ведь в основе учительской профессии лежит творческое начало, которое основано на вдохновении. Именно оно помогает педагогу каждый раз заново вместе со своими учениками узнавать и понимать мир.

Сегодня мир открыт для вас, все знания человечества перед вами, вдохновитесь, поверьте в себя и свои силы, ум и талант. Каждый учитель уникален, абсолютных, универсальных рецептов не существует, просто поверьте в себя и трудитесь во имя нашего общего блага. Ведь в ваших руках будущее республики.

Между тем, никогда не забывайте про себя, и никто не забудет, что учитель, прежде всего личность, человек, который, как и все, рожден быть счастливым. Заботьтесь о своём здоровье, о своих детях, находите время для отдыха и общения.

Общество и государство, безусловно, должно доверять учителям и не мучать их постоянными проверками. Берегите и цените учителей по-простому, по-человечески, и мы получим процветающую республику.

Юрий Иванович Семенов,

руководитель НОЦ Академии наук РСЯ