РАЗГЛЯДЕТЬ ГЕНИЯ: технология междисциплинарного обучения

Сегодня у общества растет социальный «запрос на креативность», а такой подход требует от образования применения других способов обучения, поиска наиболее успешных практик и технологий развития творческих способностей в школьном обучении. И доказавший свою эффективность в раскрытии одаренности и творческого потенциала каждого ученика практика имеется в Московских школах, которые успешно работают под научным руководством профессор Натальи Шумаковой.

Благодаря Целевому фонду будущих поколений РС(Я) учителя начальных классов Якутии в эти дни проходят творческое обучение в московских школах именно этой технологии — технологии междисциплинарного обучения и развития одарённости каждого ученика. Уникальность данной практики заключается в том, что она позволяет раскрыть каждого ученика, а не подходить к их развитию селекционно, отбирая самых лучших.

Система междисциплинарного обучения направлена на поддержку и развитие у детей высокой познавательной активности, потребности в саморазвитии, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных и исследовательских умений, способности к сотрудничеству и рефлексии.

Как утверждают авторы методики самое главное в начальной школе поддержать их повышенный интерес к исследовательской деятельность, проще говоря их любопытство в познании мира. На самом деле, утверждают педагоги московских школ, что творческая активность и высокая познавательная мотивация есть у каждого ребенка, важно учителю найти это, увидеть и раскрыть, придав смелости и уверенности детям. Если ребенок получает пятерки и даже побеждает на олимпиадах, это еще не значит, что он станет одаренным взрослым. И, наоборот, ребенок, который не получал пятерок и никогда не побеждал на конкурсах, может стать выдающимся человеком – говорят учителя.

Наталья Борисовна, доктор психологических наук, автор медики и научный руководитель школы «Созвездие» рассказывает: «К сожалению, учителям сложно осознать, что ученик, который плохо учится, может быть одаренным. В России идет огромная утечка талантов до подросткового возраста. Недавно в Москве вышла книга доктора психологических наук Елены Щеблановой «Неуспешные одаренные школьники». Думаю, педагоги, прочитав книгу, посмотрят на своих учеников другими глазами».

Раскрыть одаренность каждого ученика, чтобы он был успешен в жизни, наверно одна из главных задач учителе и родителей. И здесь очень важна роль окружающей среды, создания условий для развития детей и их познавательного интереса. Великий английский ученый Фрэнсис Гальтон еще в XIX веке изучил генеалогию выдающихся людей и установил, что среди их родственников процент талантливых людей превышал средний процент среди остального населения. Современные исследования подтверждают: значение генетики очень велико, но для «запуска» нужны определенные условия. Их надо создавать и методика междисциплинарного обучения одна из них.

Наши учителя смогли воочию прикоснуться к методу обучения, не просто теоретически в кабинетах института послушать лекции, а убедиться на практике, как раскрывается каждый ребенок, и «запускается» механизм раскрытия их одаренности. Курс организован Якутским институтом современного образования и инноваций совместно с НОЦ Академии наук Республики Саха (Якутия).