Россия – мировой лидер в вопросах продвижения шахмат в систему образования

Сегодня глобальными тенденциями развития системы дошкольного образования и начальной школы в мире являются:

  • здоровьесбережение;
  • сотрудничество, вместо соперничества;
  • соревнование с собой, а не с другим;
  • развитие образного, логического, творческого мышления;
  • выработка холистического стиля мышления.

Всему этому может способствовать продуманное, корректное введение шахмат в систему образования. В наши дни многие государства проводят модернизацию системы образования, одной из задач которой является поиск, апробация и интеграция в учебный процесс дисциплин, способствующих интеллектуальному развитию подрастающего поколения. Опыт, накопленный во многих государствах, позволяет считать одним из таких учебных предметов шахматы, которые являются уникальным наднациональным средством развития детей.

Все чаще речь идет и о внедрении самых передовых технологий обучения. Это также позволяет шире использовать образовательный потенциал шахмат. Тем более что Россия еще 25 лет назад стала первой страной в мире, где шахматы на государственном уровне стали учебной дисциплиной как предмет по выбору учащихся (в 1994 году по инициативе Министерства образования РФ). Также Россия стала первой страной в мире, где разработан научно обоснованный курс шахмат («Шахматы – школе»), преподавать который призваны педагоги начального звена системы образования.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано: «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности…» [1]. И в этом шахматы – хороший помощник.

В проекте концепции математического образования в России было указано: «Математика может стать национальной идеей России XXI века… Особое внимание именно к самостоятельному решению задач, в том числе – новых, находящихся на границе возможностей ученика, было и остается важной чертой отечественного математического образования… Важным элементом… являются математические соревнования школьников. Должен быть расширен охват ими, как и играми с математическим и логическим содержанием (включая шахматы и шашки), начальной школы. При этом должны реализовываться принципы «соревнование не с соперником, а с задачей», «выигрывает каждый» [2].

Это полностью соответствует подходу, заложенному в отечественном федеральном курсе для начальной школы «Шахматы – школе», который уже используется как в Республике Саха (Якутия), так и в других регионах России. Более того, фраза: «При этом должны реализовываться принципы «соревнование не с соперником, а с задачей», «выигрывает каждый», взята авторами, указанной выше концепции математического образования, из материалов курса «Шахматы – школе».

Все это отвечает общемировым тенденциям, потому что в 2012 году Европарламент принял Декларацию «Шахматы в школе», в которой шахматы впервые в истории трактуются как неотъемлемая составная часть системы образования и перспективная учебная дисциплина [3].

Следует отметить, что для правильного решения вопросов шахматного образования важно четко разграничивать три аспекта шахмат:

  • шахматы как вид спорта;
  • шахматы как явление культуры;
  • шахматы как полноценная и полноправная школьная и дошкольная дисциплина (шахматы как учебный предмет).

Когда речь идет о шахматах как виде спорта, то красной нитью проходит идея спортивного совершенствования. Когда речь идет о шахматах как явлении культуры, то красной нитью проходит идея популяризации шахмат. Когда речь идет о шахматах как школьной и дошкольной дисциплине, то красной нитью проходит идея достижения значимых для системы образования целей.

Шахматное образование – это не банальное обучение всех детей игре в шахматы, а постепенное проникновение шахмат как учебного предмета в систему дошкольного и школьного образования для достижения значимых для системы образования целей.

Что такое спорт? Это сияние одной звезды. Что такое грамотно проведенный урок шахмат в школе с учетом целей, значимых для системы образования? Это сияние миллиона звезд. Потому что каждый ученик при правильной организации учебного процесса будет победителем – достигнет высшего, пятого этапа развития способности действовать «в уме». Потому что он соревнуется сам с собой (вчерашним) – вчера не мог решить задачу – сегодня смог, и здесь нет проигравших – выигрывают все, так как весь класс приобретает новые умения и способности.

Шахматы – не только народная игра в России, но и в определенной степени интеллект российской державы. Поэтому инновационные технологии обучения детей шахматам, нацеленные на развитие, несомненно, входят в число передовых технологий. В наши дни многие справедливо критикуют педагогическую науку за отсутствие практико-ориентированности. Поэтому коснемся вопроса, решенного в России и в научном, и в практическом плане, который эффективно способствует развитию математического образования детей, и где Россия является мировым лидером.

Сегодня России принадлежит мировой приоритет перед другими странами как минимум в трех аспектах шахматного образования:

  • именно Россия с 1994 года стала первым государством, где шахматы являются учебной дисциплиной как предмет по выбору;
  • именно Россия стала первой страной, где разработан, полностью издан и апробирован научно обоснованный здоровьесберегающий курс шахмат для системы дошкольного образования и начальной школы (курс «Шахматы – школе»);
  • именно в России разработана «Шахматно-задачная технология» обучения, которая обеспечивает почти 100% положительную мотивацию у воспитанников детских садов и учащихся начальных классов.

То внимание, которое уделяется шахматам, подтверждается руководством России. Так, Пресс-секретарь Президента РФ Д.С.Песков сказал: «В мире уже достаточно много стран, где шахматы входят в обязательную школьную программу. И более того, у нас уже есть несколько регионов, где такая практика имеет место быть. И примечательно, что везде, где шахматы изучаются в школе, успеваемость учеников неуклонно растет вверх» [4].

А Министерством просвещения РФ обозначена магистральная линия: 1) «Спорт, шахматы и музыка – это три кита, на которых основывается воспитание гармоничной личности» [5]; 2) «Ничто не развивает ребенка так, как шахматы. Есть ряд стран, где шахматы – обычный школьный предмет. В мире проведено уже много экспериментальных работ, доказавших эффективность урока шахмат в школе для развития детей» [6].

Хотя шахматному образованию сегодня дана зеленая улица, не следует полагать, что этот путь усыпан розами. Острая методологическая борьба во всем мире развернулась вокруг вектора введения шахмат как учебной дисциплины в систему образования. В центре внимания – два парадигмальных подхода к введению шахмат в школьную (и дошкольную) программу.

Первый из них (ненаучный) характерен для большинства зарубежных стран и ряда российских регионов – «Шахматы в школе». При таком подходе учеников учат играть в шахматы, а развитие логического мышления выступает как ожидаемый, но побочный результат.

Второй подход охарактеризован в 1980-е годы академиком Б.С. Гершунским – «Шахматы – школе». Б.С. Гершунский одним из первых в отечественной педагогической науке обратил внимание на большие педагогические возможности шахмат. В 1985 году он возглавил комиссию «Шахматы – школе» в Шахматной федерации СССР (в нее входил и автор данной статьи) и опубликовал ряд стратегических материалов по рассматриваемой теме [7, 8].В одной из первых статей Б.С. Гершунский писал: «В числе наиболее важных социальных функций шахмат, несомненно, функция педагогическая. Доказательства тому – сама жизнь, массовая практика широкого использования шахмат в советской школе, опыт шахматных педагогов и тренеров в зарубежных странах… Интересно исследовать на шахматном материале методы формирования способности самостоятельного переноса знаний и навыков в новую ситуацию; видение новых проблем в привычных условиях или же новых функций уже знакомого объекта и т. д. … А много ли мы знаем о том, как следует использовать шахматы учителю на уроках или во внеурочной деятельности? Между тем они полезны не только при изучении математики» [7, с. 1].

При подходе «Шахматы – школе» на уровне целеполагания выявляется то ценное, чем могут быть полезны шахматы для общеобразовательной школы, и на этой основе разрабатывается научно обоснованный курс шахмат. В этом случае шахматы рассматриваются как инструмент развития, и процесс обучения шахматным основам выступает как средство для достижения цели (а не цель обучения). Этот путь в мире пока реализован только в курсе «Шахматы – школе».

К сожалению, сегодня в России через массовые СМИ стал интенсивно насаждаться чуждый России, и не имеющий фундаментального значения для системы образования, западный подход «Шахматы в школе». Более того, ни в одной из новых программ («Шахматы в школе», «Шахматы в школы» и др.) не приведено серьезного и глубокого научного обоснования курса шахмат. А ведь, известно, что неправильный выбор цели ведет к неправильной реализации. Шахматное образование в РФ в целом и в РС (Я) в особенности должно приобрести новый импульс, при этом ключевую роль в структуре и проблематике шахматного образования будут играть уроки шахмат в общеобразовательной школе. Из российских регионов лидерами шахматного образования являются Республики Саха (Якутия), Тыва, Калмыкия и Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Курганская, Ростовская и Челябинская области. Однако пока еще развитие шахматного образования протекает даже в регионах-лидерах неравномерно, рывками.

Существенную роль в процессах общемирового шахматного образования играют инициативы РС (Я). Первый мощный виток шахматного образования был сделан в РС (Я) в 2000 году, которая стала вторым регионом в РФ, где был издан важный приказ по шахматному образованию – 17 ноября 2000 года вышел приказ Министерства образования РС (Я) № 01-08/1589 «О введении уроков шахмат в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия)». В этом документе в целях внедрения развивающей функции обучения для раскрытия творческих возможностей учащихся в общеобразовательных учреждениях РС (Я) приказывалось: 1. С 2000-2001 учебного года ввести в программу с 1 по 4 классы общеобразовательных школ республики учебный предмет «Шахматы» за счет часов по выбору. 2. Улусным и городским управлениям образования: со II четверти 2000 года ввести в 1-4 классах общеобразовательных школ республики учебный предмет «Шахматы». 3. Рекомендовать в качестве программы обучения факультативный курс «Шахматы – школе» автора И.Г.  Сухина (журнал «Начальная школа» за 1994 год, «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть II», М.: Просвещение, 2000 год). Это был прорыв!

Дальнейшее развитие шахматные начинания в РС (Я) получили в 2006 году – на первом республиканском шахматном конгрессе «Шахматы в школах Республики Саха (Якутия)», наметившим программу мер по шахматному образованию. По итогам работы конгресса был издан сборник «Шахматы в школах Республики Саха (Якутия): Материалы I республиканского шахматного конгресса» [9].

Ключевым событием одновременно шахматной и педагогической жизни России в 2009 году стала статья «Шахматное образование в России», написанная Первым Президентом РС (Я), заместителем Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Михаилом Ефимовичем Николаевым [10].

Это исключительный и знаковый случай в российской истории, когда один из высших руководителей государства пишет концептуальную статью по теме шахматного образования. Необычайно ценно, что указанная статья, содержащая и анализ ситуации, и развернутую программу действий, появилась именно в 2009 году, когда по ряду причин внимание общества к шахматам как к уникальному явлению российской действительности, своеобразной визитной карточке и элементу национальной идеи России, снизилось.

Ведь, ранее, с 2002-го по 2008-й годы, внимание властных структур РФ к проблематике шахматного образования шло по нарастающей. Начало было положено многократным чемпионом мира А.Е. Карповым, по инициативе которого в ноябре 2002 года в Министерстве образования РФ был проведен «круглый стол» по вопросам шахматного образования. В мае 2004 года издан шахматный Приказ Минобразования РФ № 2211 и создан общероссийский Координационный совет по развитию шахматного образования в системе образования РФ для его выполнения. В августе 2006 года Президент РФ В.В. Путин предложил Министерству образования и науки РФ ознакомиться с опытом преподавания шахмат в школе в зарубежных странах, с последующей возможностью применения его в нашей стране. В феврале 2007 года Председатель Государственной Думы Б.В. Грызлов предложил обратиться к Министерству образования и науки РФ и ввести уроки шахмат во всех общеобразовательных школах. В июле 2007 года заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке В.Н. Иванова на пресс-конференции в Москве сообщила, что «скоро в школах России будут учить младшеклассников игре в шахматы в обязательном порядке». Ею было также сказано, что в первом классе шахматам посвятят два часа в неделю, во втором – три часа и в третьем – три часа. В июне 2008 года обнародован «Комплексный план мероприятий по развитию дополнительного образования детей в области шахмат в системе образования Российской Федерации на 2008-2010 годы» (№АФ-19/06 вн), подписанный 18.06.2008 Министром образования и науки РФ А.А. Фурсенко. Высокий статус шахмат в системе образования РФ закрепило письмо Департамента воспитания дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ № 06-1025 от 25.06.2008 «О комплексном плане мероприятий по развитию шахмат в системе образования».

Но мировой экономический кризис внес свои коррективы, и в 2009 году внимание общества к шахматному образованию стало гораздо меньше. В это время и вышла статья М.Е. Николаева «Шахматное образование в России» – как компас для развития шахматного образования. Статья важная, концептуальная, все расставляющая на свои места и высвечивающая наиболее болевые аспекты.

В указанной статье М.Е. Николаев отмечает: «Чем больше распространенны в стране шахматы, тем больше креативно мыслящих людей, способных принимать ответственные и логичные решения, готовых бороться для претворения их в жизнь [10]. Вместе с тем, как это ни странно, на страницах печатных СМИ и многочисленных интернет-порталах уже много лет продолжается бесконечная дискуссия «Нужен ли урок шахмат в общеобразовательной школе?» При этом, как показывает характер этой дискуссии, противники шахматного всеобуча сами не представляют себе, как протекает урок шахмат в школе и, главное, для чего он нужен.

М.Е.Николаев пишет об этом совершенно определенно: «До сих пор в России ведется дискуссия о том, как воспринимать шахматы… Бесспорно лишь одно – полезность шахмат для формирования и развития личности. Мудрые китайцы осознали это и стали преподавать их в школе. В России же до сих пор ведутся споры “помогут ли шахматы школе?” В это время Китайская Народная Республика все увереннее занимает лидирующие позиции в мировой экономической системе, а китайские шахматисты – в мировых шахматах. Взаимосвязь лидерства в шахматах и экономическом развитии очевидна и вполне объяснима» [10].

И как апофеоз – ключевой абзац статьи: «Бесконечные обсуждения и многочисленные разговоры о пользе очевидных вещей – одна их наших национальных особенностей. Вместо того чтобы использовать свои преимущества в шахматах и накопленный в ХХ веке опыт их преподавания, мы ведем очередную бесконечную, пустую и бесполезную дискуссию» [10]. Это очень точно отражает сегодняшнее положение дел. Известно: кто хочет делать (и способен делать) – ищет способ, кто не хочет – ищет причину. Очень важный пласт затронул М.Е. Николаев в следующем фрагменте: «Практически все науки и образование в России сегодня ориентированы не на творческий поиск, а на количественный рост знаний. Возможно, поэтому происходит “топтание на месте” и нет качественного прорыва, основанного на умении использовать уже имеющиеся знания и навыков анализа конкретной ситуации» [10]. Дело в том, что современная общеобразовательная школа лишь декларирует переход от знаниевого подхода к компетентностному, а на деле все сводится к накачке детей не знаниями, а сведениями!

Необычайно ценно, что М.Е. Николаев поставил жирную точку в диспуте на тему: «Должны вести уроки шахмат тренеры или профессиональные учителя?» Конечно, учителя: «Одна из сложных проблем в процессе внедрения шахматного всеобуча заключается в подготовке квалифицированных педагогических кадров, способных заинтересованно и с любовью обучать детей игре в шахматы. На первый взгляд, самый простой выход – привлечь к преподаванию в школах спортсменов-шахматистов, имеющих высокие разряды и звания. Но если так поступим, то мы сразу же погубим на корню замысел шахматного всеобуча. Некоторые из них, наверное, могли бы работать тренерами, но школьными учителями – лишь единицы. Большинство из них не имеет педагогического образования и не знакомо с особенностями детской психологии. Вряд ли они смогут преподавать шахматы как учебную дисциплину, а не вид спорта. Поэтому данный вариант решения проблемы неприемлем. Необходимо дать шахматное образование учителям» [10].

Венчает статью М.Е. Николаева следующий абзац: «Обучение шахматам и освоение шахматной теории учащимися общеобразовательных учебных заведений, безусловно, будет способствовать росту их духовных возможностей. Благодаря этому возрастет интеллектуальный потенциал всего общества и через небольшое время у нас появится целая плеяда новых молодых и талантливых ученых, управленцев, предпринимателей, способных обеспечить качественный скачок в развитии России. Наша задача – активно содействовать этому» [10]. Как видим, не шахматы ради шахмат, а шахматы – как средство повышения интеллектуального потенциала всего общества в целом, как инструмент для развития умений и способностей, которые пригодятся человеку во многих случаях жизни.

Мысли М.Е. Николаева о создании нового научного направления созвучны идеям одного из ведущих социологов современности М. Кастельса, который писал: «Нам потребуется новая педагогика, базирующаяся на интерактивности, персонализации и развитии независимых способностей к обучению и мышлению. И, в то же самое время, способствующая воспитанию характера и защите личности. И эта область еще не исследована» [11, с. 318].

М. Кастельс отмечает, что главным моментом здесь является переход от собственно обучения к обучению тому, как учиться. Ибо большая часть информации – это онлайновая информация, и поэтому действительно необходимым качеством становится умение принимать решения в отношении того, что именно нужно искать, как искать, как обрабатывать и как использовать найденное, чтобы суметь выполнить задачу, побудившую к поиску соответствующей информации. И, резюмирует М. Кастельс, – новая форма обучения ориентирована на выработку умения трансформировать информацию в знания, а знания – в действия. И, он же отмечает, что в целом система учебных заведений во всем мире ужасающе не приспособлена для использования этой новой методологии обучения. Даже если она имеет на своем вооружении соответствующую методику, то испытывает нехватку преподавателей, способных эффективно ее использовать, и ей недостает педагогической и институциональной организации для распространения новых навыков обучения (как это напоминает ситуацию с введением урока шахмат в жизнь школы!). Здесь М. Кастельс имеет в виду образование, но в более широком, фундаментальном смысле, то есть приобретение интеллектуальной способности к обучению тому, чтобы учиться на протяжении всей своей жизни; нахождению информации, хранимой в цифровой форме, ее переработке и использовании для производства знаний, соответствующих какой-либо цели. И, отмечает М. Кастельс, – эта формулировка ставит под сомнение всю систему образования, развивавшуюся на протяжении промышленной эпохи [11]. Буквально каждая строчка размышлений М. Кастельса напрямую относится к необходимости развивать у детей способность действовать «в уме» и свидетельствует о важности присутствия шахмат в школе как учебной дисциплины.

Одна из глобальных проблем нашей системы образования заключается в том, что обучение в школе происходит предметно, при этом далеко не все преподаваемые предметы оставляют в жизни ученика положительный след. В последние годы в СМИ появилось немало статей о том, что преподавать в школе следует не предметно, а надпредметно! Но, как писал бывший министр образования РФ Э.Д. Днепров: «Затянувшееся противостояние предметно-академического лобби и требований жизни по вопросу кардинального обновления содержания школьного образования, увы, не имеет педагогического решения» [12, с. 322].

Глобальная задача школы не давать сведения по различным предметам, а дарить необходимые для жизни надпредметные (общепредметные, мета-предметные) умения и развивать способности. Одной из первых надпредметных дисциплин в России являются шахматы, которые (это уже доказано) целенаправленно развивают у детей всеобщую базовую способность действовать «в уме». Поэтому путеводной звездой введения шахмат в школьное расписание должна быть не культурная составляющая, а четко структурированное и поэтапное развитие способности действовать «в уме». На Международной научно-практической конференции «Шахматы в системе образования России и мира» в феврале 2009 года почетный председатель Тренерского комитета ФИДЕ Ю.С. Разуваев очень жестко и справедливо заметил: «Просто научить учеников в школе играть в шахматы – это ерунда, а не задача. Пока же, на уроках детей всего лишь учат играть в шахматы, а потом перенаправляют в кружки. Это неправильно. Мы должны достигать значимых для системы образования целей, а это, прежде всего, – развитие способности действовать «в уме» [13, с. 35-36].

Напомним, что способность действовать «в уме» – одна из универсальных характеристик человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. Чтобы прочувствовать понятие «способность действовать «в уме», в нем нужно правильно поставить логическое ударение. Оно – на слове «действовать»: «способность действовать «в уме».

Ведь в чем заключается одна из важнейших проблем начальной школы? В том, что огромная нагрузка ложится на память детей. Но ученику нетрудно запомнить некое статичное положение – ведь у детей младшего возраста память как фотография. Но вот системно научить действовать «в уме» – например, осмысленно передвинуть фигуру с одного поля на другое – вселенская проблема. При этом в школьном расписании нет ни одного учебного предмета, который целиком и полностью был бы ориентирован на развитие данной способности.

Российский методолог Н.Г. Алексеев учил, что невозможно решить общую проблему в общем виде – это методологически неверно. Поэтому он подчеркивал, что нельзя в целом развивать мышление – это антинаучный подход. Для этого нужно выбрать точную, конкретную цель, правильное направление, и это поможет решить проблему в целом [13, с. 48].

Как уже отмечалось, современная российская школа нередко дает учащимся не знания, а сведения. А она должна давать умения и развивать способности, необходимые для жизни! Много лет назад Я.А. Пономарев установил, что способность действовать «в уме» является важнейшей интеллектуальной способностью, которая действительно развивается в ходе обучения и не сводится к простому накоплению знаний, Но и сегодня в общеизвестных системах обучения она целенаправленно не развивается. Целенаправленно развивать ее способен урок шахмат. При этом доказано, что способность действовать «в уме» необходимо специально «вытягивать»; причем ее развитие – процесс медленный, предполагающий длительное умственное воспитание ребенка и завершающийся приблизительно в двенадцать лет. По результатам экспериментальных исследований данная способность достигает оптимального развития всего у 5% людей [14; 15].

Шахматы – исключительно добротный инструмент для развития способности «в уме», для повышения конкурентоспособности российских детей, для их успешности в жизни. Введение урока шахмат – дело государственной важности, и решать его нужно качественно. К сожалению, нередко шахматы воспринимаются обществом как рядовая спортивная забава, и почти 100% информации, которая проходит о шахматах в СМИ, касается шахмат только как единоборства двух сторон (такого близкого и понятного обывателю).

Новый виток шахматного образования в РС (Я) стартовал в конце 2012 года. Он был инициирован вторым республиканским конгрессом по шахматному образованию, посвященном 75-летию Первого Президента РС (Я) М.Е. Николаева, и прошедшем в с. Октемцы Хангаласского улуса в «Физико-математическом форуме «Ленский край» (ныне – Малой академии наук) с 1 по 5 ноября. Основной его темой стала пропаганда шахмат, формирование у детей потребности в творческом самовыражении через шахматы, создание условий для раскрытия их способностей. На конгрессе было высказано единодушное мнение, что преподавание шахмат в общеобразовательных школах должно иметь значимое для системы образования целеполагание – развитие у детей фундаментальной способности действовать «в уме». И отмечено, что российский федеральный курс «Шахматы – школе» позволяет реализовать эту цель.

Ведь, в чем заключается еще одна из важных проблем шахматного образования? В том, что сегодня даже руководители высокого ранга часто понимают шахматы исключительно как спортивную игру. Это неудивительно, так как спортивная сторона шахмат мощно лоббируется спортивными шахматными федерациями. Но суть-то в том, что если шахматы становятся учебным предметом, то первую скрипку должна играть система образования, а не система спорта! Так это и было в 1994 году, когда шахматы в РФ стали официальным факультативом начальной школы.

При этом ключевое значение при введении шахмат в учебную программу имеет научная составляющая. В мире проведено много экспериментальных работ, доказавших эффективность урока шахмат в начальной школе для развития детей. С их результатами можно познакомиться, например, в монографии «Учебный предмет “Шахматы” в школе как инструмент развития мышления: История, методология, научные исследования и опыт внедрения» [16].

Сегодня только в России разработан научно обоснованный курс для начальной школы, имеющий фундаментальную для системы образования цель («Шахматы – школе»). Собственно говоря, шахматы в нем только материал, он использует элементы многих логических игр, – фактически это курс логики. Цель курса «Шахматы – школе» – поэтапное, нефорсированное развитие у детей способности действовать «в уме» с помощью здоровьесберегающей «Шахматно-задачной технологии». Научной базой курса являются: культурно-историческая теория формирования высших психических функций (Л.С. Выготский) [17], теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) [18], работы об этапах развития способности действовать «в уме» (Я.А. Пономарев) [15], исследования в области психологии, нейропсихологии и нейрофизиологии [19].

В курсе «Шахматы – школе» применяется здоровьесберегающая задачная технология, и это легко объяснимо. Ведь, в чем состоит основная трудность проведения урока шахмат в начальной школе и занятий в детском саду? В том, что в отличие от спортивных секций, здесь педагог имеет дело с немотивированными детьми, и даже подчас с детьми, имеющими отрицательную мотивацию. Это бывает в тех случаях, если родители все время обыгрывают своего ребенка, наивно полагая, что закаляют его характер. А курс «Шахматы – школе» обеспечивает почти 100% положительную мотивацию, потому что проигравших нет, а технология работы – задачная. Задачи-головоломки в курсе – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода, ориентированные на зону ближайшего развития учащихся. Во многих из них кажущийся очевидным путь ведет в тупик. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ученика: и левое, преимущественно ответственное за развитие логического мышления, и правое, преимущественно ответственное за развитие творческого мышления. Многие ученики способны решать подобные задачи часами, так как они соответствуют возрастным возможностям, интересам и желаниям детей. По многочисленным отзывам педагогов, преподающих шахматы по курсу «Шахматы – школе», эти задачи нравятся учащимся даже гораздо больше, чем игра в шахматы. Так и было задумано. Так и должно быть, потому что крайне важно мотивировать детей.

За все годы применения курса «Шахматы – школе» в системе образования (1994-2020) не выявлено ни одного его недостатка с точки зрения заявленной цели. Среди основных особенностей курса «Шахматы – школе», которые отличают его от всех иных курсов, выделим следующие:

  • курс разработан на серьезной научной основе;
  • опубликована содержательная, детальная и качественная Концепция курса;
  • для преподавания курса разработана специальная инновационная педагогическая «Шахматно-задачная технология», а не просто методика;
  • курс является здоровьесберегающим;
  • учебники курса красочные, полюбившиеся детям;
  • успешно решены все методологические проблемы;
  • курс «Шахматы – школе» является надпредметным, что соответствует лучшим зарубежным образцам учебных курсов;
  • курс фактически является мега-курсом, насыщенным межпредметными связями, – единой, целостной системой – волшебным квадратом «Математика, логика, чтение, язык» в середине которого находятся шахматы;
  • курс является органичным сплавом науки и искусства;
  • подавляющее большинство задач-головоломок курса ориентированы на зону ближайшего развития детей; они нестандартны и занимательны;
  • если классическая триада шахмат включала в себя науку, искусство и спорт, то в курсе «Шахматы – школе» эта триада выглядит иначе: наука, искусство, учебная дисциплина;
  • в основе курса детально продуманная система задач и головоломок, подобная постепенно расширяющейся трехмерной спирали-воронке.

Важный аспект – как готовить учителей начальных классов, которые будут преподавать этот курс. Один из эффективных путей – проведение переподготовки. На них учителей обучают технологии работы по курсу «Шахматы – школе», знакомят с новой здоровьесберегающей образовательной технологией – «Технологией развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала» или иначе «Шахматно-задачной технологией И.Г.Сухина».

Важно отметить, что в 2019 году курс «Шахматы – школе» поддержан на федеральном уровне «Единой Россией» – дан старт федеральному проекту «Шахматы – школе» [20].

Следует добавить, что РС (Я) сегодня активно использует у себя курс «Шахматы – школе» и находится на передовых позициях шахматного образования. Развитие шахматного образования здесь для достижения всех означенных в статье целей идет поступательно – по-хорошему основательно, без излишней спешки и принятия непродуманных решений (характерных для ряда других регионов РФ).

Большую поддержку шахматному образованию оказывает Министерство образования и науки РС (Я). В регионе публикуются важные материалы по шахматному образованию, в том числе изданы «Методические рекомендации по введению учебного курса “Шахматы – школе” в начальные школы и детские сады Республики Саха (Якутия)» [21].

Неоценим труд, который вкладывает в развитие шахматного образования Отдел дошкольного и начального образования Малой академии наук РС (Я), возглавляемый О.Н. Степановой [22]. Только за последние годы МАН РС (Я) неоднократно организовывала для педагогов курсы по шахматному образованию; проведение семинаров и мастер-классов для учителей и воспитателей; проведение конференций и форумов по шахматному образованию; проведение олимпиад, фестивалей и конкурсов решения шахматных задач. Большая работа здесь ведется не только с одаренными школьниками, но и с дошкольниками. Так, в феврале 2019 года подведены итоги «IV Республиканской шахматной олимпиады И.Г. Сухина среди дошкольников и младших школьников», которая проводилась для повышения интеллектуального потенциала детей и продвижения развития математического образования в РС (Я). В муниципальном этапе олимпиады приняли участие 932 ребенка (5-6 лет – 548; 7-8 лет – 191; 9-10 лет – 193). В Республиканской шахматной олимпиаде среди дошкольников и младших школьников приняли участие 107 детей из 70 детских садов и 37 школ [23].

Среди новшеств 2019 года – впервые проведен фестиваль «Шахматная планета 21» в СОШ № 21 г. Якутска (директор С.А. Ермолаев; тьютор курса «Шахматы – школе И.Е. Аксенова) для детей дошкольного и младшего школьного возраста (для трех возрастных групп детей), который планируется сделать регулярным. Фестиваль был прекрасно организован и прошел в чудесной, творческой обстановке [24]. Шахматному образованию – быть!

Литература

  1. Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование // Закон «Об образовании в Российской Федерации». Глава 7. Общее образование. – http://zakonobobrazovanii.ru/glava-7/statya-66
  2. Концепция развития российского математического образования. – http://edu-sovet.ru/sites/default/files/conc13-200113_0.pdf
  3. Declaration of the European Parliament of 15 March 2012 on the introduction of the programme «Chess in School» in the educational systems of the European Union. – http://cis.fide.com/images/stories/downloads/declaration_en.pdf
  4. Большой спортивный праздник прошел в Олимпийском парке в Сочи. – https://www.1tv.ru/news/2014-06-02/43121-bolshoy_sportivnyy_prazdnik_proshyol_v_olimpiyskom_parke_v_sochi
  5. Министр образования России: «Спорт, шахматы и музыка – это три кита для развития ребенка». –  http://samara.monavista.ru/news/2090891
  6. За возврат к лучшим традициям советской школы. –  http://www.ng.ru/ideas/2017-01-20/8_6908_ministr.html
  7. Гершунский Б.С. Не конкурент, а союзник // 64 – Шахматное обозрение. – 1986. – № 3. – С. 1-2.
  8. Гершунский Б.С. Шахматы – школе будущего // Образовательно-педагогическая прогностика: Теория, методология, практика. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С. 729-765.
  9. Шахматы в школах Республики Саха (Якутия). – Якутск, 2006. – 62 с.
  10. Николаев М.Е. Игра, наука или искусство? // Учительская газета. – 2009. – 8 сентября. – № 36. – http://www.ug.ru/archive/29152
  11. Кастельс М. Галактика Интернет. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 328 с.
  12. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. – М.: Мариос, 2011. – 456 с.
  13. Материалы Международной научно-практической конференции «Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования». Ханты-Мансийск, 10–13 июня 2013 г.: Сб. тез. докл. / Сост.: И.Г. Сухин, Г.В. Ковалева; науч. ред. И.Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 416 с.
  14. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. – М.: Просвещение, 1967. – 264 с.
  15. Пономарев Я.А. Психология творения. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 480 с.
  16. Сухин И.Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент развития мышления: История, методология, научные исследования и опыт внедрения. – Саарбрюккен: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 280 с.
  17. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
  18. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР: Т. 1. – М.: АПН РСФСР, 1959. – С. 441-469.
  19. Нисбетт Р. Культура и системы мышления: сравнение холистического и аналитического познания / Р. Нисбетт, К. Пенг, И. Чой, А. Норензаян. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2011. – 68 с.
  20. «Единая Россия» поддержала образовательный проект «Шахматы – школе» на федеральном уровне // Официальный сайт партии «Единая Россия». – https://er.ru/news/183571
  21. Сухин И.Г., Егоров В.А. Методические рекомендации по введению учебного курса «Шахматы – школе» в начальные школы и детские сады Республики Саха (Якутия). – Якутск: Физико-математический форум «Ленский край», 2014. – 56 с.
  22. Отдел дошкольного и начального образования // Малая академия наук Республики Саха (Якутия). – http://lensky-kray.ru/index.php?r=projects/view&id=9
  23. Итоги IV Республиканской шахматной олимпиады И.Г. Сухина среди дошкольников и младших школьников // Малая академия наук Республики Саха (Якутия). – http://lensky-kray.ru/index.php?r=news/view&id=1415 24. Первый Республиканский шахматный фестиваль-конкурс прошел в нашей школе на высшем уровне // МОБУ СОШ № 21. – https://sosh21.sakha.school/news/post/924

И.Г. Сухин

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник

ФГБНУ «Институт стратегии развития

образования Российской академии образования»,

г. Москва, РФ, E-mail: suhin_i@mail.ru