14.04.2024

Через тернии к звёздам

Эпоха 1990-х – период одной из крупнейших трансформаций в российской истории. Полемический накал, очень часто соседствующий с упрощенностью подходов и отсутствием исторической перспективы, ведет к формированию устойчивой и порой мифологической, имеющей мало общего с реальными процессами и искажающей представление о нашем недавнем историческом прошлом. Часто описание этого времени сводится лишь к описанию обнищания, неудачным российским реформам, криминализации общества. Критика 90-х, к сожалению, слишком часто не выходит за рамки эмоционально окрашенных суждений. Между тем, это часть нашей истории и жизни. В каждой эпохе есть и темная, и светлая сторона, так и в 90-е годы были не только поражения, но и победы. Важно их помнить, ибо выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский говорил: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

3 марта 2022 года исполнится 25 лет, как Первый Президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев создал Сеть Президентских школ.

Признавая абсолютную ценность образования, в трудные годы государственная власть и интеллигенция Якутии не просто сохранили все школы, но и первыми в России создали условия для появления уникальных авторских лицеев и гимназий.

Многие тогда говорили: «Нам не до жиру – быть бы живу, жива школа – и ладно», – но, несмотря на это, Михаил Ефимович издает Указ о создании сети особых – Президентских школ Республики Саха (Якутия), приняв на себя обязанности их попечителя.

Президентским школам предстояло стать «точками роста» новой образовательной системы, центрами новых образовательных технологий – высоких технологий. По сути, тогда были созданы инновационные образовательные центры в системе общего образования, описание которых в 2012 году появилось в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» как нетиповые и инновационные.

Все новое встречает трудности, но именно они и закаляют. Новые школы вызывали много споров, возражений, в обществе тогда говорили о том, что всех надо ставить в равные условия, всем создавать равные возможности, а элитное образование нарушает демократические принципы и т.п. Данная демагогия о равенстве в бедности озвучивала известную мысль – «пусть все будет по-старому».

Приходилось терпеливо разъяснять, что для обучения в таких школах не требуется ни сословный, ни имущественный ценз – полнейшая демократия: кто готов к повышенным требованиям и нагрузкам, к инновациям в изложении и усвоении программ, к напряженному творческому процессу – учитесь. Создавалось многообразие форм обучения, учителям давалось творчество в разработке программ и образовательных технологий. Кому по душе привычная обстановка и требования – занимайтесь, для этого есть школы, чье качество образования тоже контролировалось государством.

Со временем все встало на свои места. Все поняли, что ни за деньги, ни за заслуги родителей в таких школах аттестат не получишь. В конце концов училища олимпийского резерва существуют давно, ведь туда не все поступают кто умеет ходить и плавать. Не все летчики летают в сверхзвуковых самолетах. Так и в Президентских школах были созданы условия для всех, кто хотел учиться в новых условиях.

Уникальность Президентских школ Республики Саха (Якутия) кроется не в особенностях учащихся. Это обычные дети. Они, конечно, талантливы и красивы, как и все остальные дети. Но вот творческое начало, творческая инициатива и наивысшая ответственность – главная «военная тайна» – принадлежит педагогам, их таланту, инновационной культуре и умению мастерски транслировать и утверждать достижения человеческого разума и культуры. Именно они стали носителями продуктивных образовательных технологий.

Появление ярких школ в условиях сельской местности, где, казалось бы, не хватает кадров, свидетельствует о безмерном таланте наших учителей. Наш народ, наши учителя очень талантливы, усердны. Стоит лишь поверить им, создать условия, поддержать их, не мучать отчетами и проверками, а дать пространство для реализации дерзновенных идей.

Намская гимназия

Так, в Намском улусе под руководством Валерия Николаевича Попова, который смог собрать амбициозный коллектив, в апреле 1994 года появилась Намская гимназия. И за небольшой промежуток времени, доказав работоспособность, устремленность и высокие результаты, гимназия была включена в первую плеяду Сети Президентских школ Республики Саха (Якутия) 3 марта 1997 года. Это событие стало прорывным шагом для прогрессивного развития гимназии. Коллектив, осознавая огромную ответственность перед всей республикой, перед будущими поколениями и своим народом, еще усерднее трудился.

Первый Президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев и первый директор Намской гимназии В.Н. Попов рассматривают место под школу

Вспоминая те годы, первый директор Намской гимназии Валерий Николаевич Попов говорит: «Каждый из нас почувствовал, что не просто каждый день идет на работу, а каждый является творцом будущего – нашего общего будущего на своей родной земле».

Открытие Намской гимназии

Правильно говорят, что «сложные годы рождают сильных людей» – так, созданная в сложные 1990 годы Намская гимназия не просто оправдала высокое доверие, а достигла педагогических высот. Уже в 2000 году гимназия становится опорной школой – центром научно-методической работы Министерства образования Республики Саха (Якутия). А в 2003 году ей присваивается статус «Республиканская экспериментальная площадка» для реализации проекта «Образовательная среда сельской гимназии как условие самореализации личности школьника». В 2006 году стала победителем Всероссийского конкурса школ, внедряющих инновационные образовательные программы Министерства образовании России и получила грант в размере миллиона рублей, в 2009 – «Золотая школа 2009» по результатам государственных итоговых экзаменов, не раз становилась лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая сельская школа». В 2013 и 2019 годах – «Школа года СВФУ», включена в список «Топ 200 лучших сельских школ России» в числе «6 лучших сельских школ Республики Саха (Якутия)» по рейтингу, опубликованному «Учительской газетой» и Центром непрерывного математического образования МИА «Россия сегодня».

Становление гимназии, как и всех больших дел, было трудным, порой встречали сопротивление, недопонимание, но помогала огромная поддержка и забота Президента республики М.Е. Николаева. «Михаил Ефимович лично приезжал в школы и подолгу проводил педагогические советы, расспрашивал каждого учителя, общался с детьми ставил перед коллективом конкретные задачи, рассказывал свое видение, связывал нас с ведущими школами и университетами страны. И два раза в год собирал всех директоров гимназий, лицеев и лично расспрашивал каждого директора, интересовался качеством образования, внедрением новых технологий и методик, и, подводя итоги встречи, ставил перед нами цели. Он бесконечно верил в нас, ум и талант учителей Якутии и каждого ребенка. И это нас вдохновляло!» – делятся учителя гимназии.

«Если даже было трудно, то мы брались и делали. И, вы знаете, у нас всегда получалось. Например, у нас не было своего спортзала, так как гимназия находится в приспособленном здании, тогда мы начали его строить, также строили свои площадки, благоустраивали двор, территорию. И в какой-то момент руководство района, села, родители и министерство, видя наш настрой, всегда шли навстречу, помогали всем. Без их поддержки мы бы, конечно, не смогли, но единство коллектива и его духа все-таки – главное, а руководство всегда поддержит» – рассказывает директор гимназии Александр Валерьевич Новгородов.

Идет строительство спортзала Намской гимназии коллективом, родителями и местной администрацией

В 2020 году коллектив гимназии награжден благодарственным письмом Российского Совета олимпиад школьников за подписью ректора МГУ им. М.В. Ломоносова, академика В.А. Садовничего. Самая большая гордость школы – это его выпускники. Всего с 1994 года гимназию окончили: 1011 выпускников, в т.ч. с золотой медалью – 124, с серебряной медалью – 82. Выпускники поступают и оканчивают лучшие ВУЗы страны, такие как МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РЭУ им. Г.В. Плеханова, РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, РУДН, МГПУ, ГИРЯ им. А.С. Пушкина, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Санкт-Петербургский горный университет и наш родной СВФУ им. М.К. Аммосова. Поступаемость в вузы за все годы неизменно составляет 100 процентов.

Среди выпускников за этот короткий период 17 кандидатов наук, врачей и учителей по всей республике, руководителей самих высших звеньев предприятий народного хозяйства, государственной службы и производства, инженеров и программистов.

Сегодня, не теряя своего темпа, под руководством директора Новгородова Александра Валерьевича, финалиста Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года России», коллектив инициативных учителей, главная цель которых – повышение качества образования и раскрытие личности ученика, хранит этот неповторимый «храм знаний» для юных талантов.

В связи с модернизацией общества и вызовом времени содержание образования меняется в сторону технологического прогресса. Сегодня гимназия делает упор на внедрение новых технологий в образовательную деятельность. Например, только за последние 5 лет коллектив гимназии реализовал более 17 инновационных проектов с выпускниками и обучающимися, направленными на раскрытие способностей учащихся и раннюю профессиональную ориентацию. К примеру, по нацпроекту «Образование» распахнула двери «Точка роста» – площадка для освоения обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей; обновление содержания и совершенствование методов обучения предметов «Технология», «Информатика», «ОБЖ». Также предметом гордости является инновационный проект «Система менеджмента качества образования», который был внедрен в 2016 году совместно с факультетом довузовского образования Северо-Восточного федерального университета под руководством декана факультета Федоровой Светланы Васильевны и Обутовой Аксиньи Дмитриевны.

По части совершенствования методики преподавания с 2016 года реализуется проект «New level» для профессионального роста педагогических работников. Данный проект направлен на совершенствование и овладение сингапурской методикой обучения, согласно которому 50% коллектива прошли стажировку в лучших школах страны и мира, дистанционно изучили методики в Сингапурской школе.

Майинский лицей

Первое здание Майинской гимназии

В с. Майя Мегино-Кангаласского улуса в 1993 году раскрыла двери новая школа – Майинская гимназия. Первым этапом становления стало создание гимназии с физико-математическим направлением в условиях сельской школы. Коллектив гимназии начал работу по разработке качественно новой системы обучения и воспитания – демократической системы обучения по способностям (автор – профессор Дьяченко В.К.). Благодаря этой технологии коллектив вышел на качественно новую ступень развития – индивидуализацию обучения, которая базируется на принципах деятельностного подхода. Определилась концепция школы – «Школа успешной личности, исходящая из идеи формирования свободной, творчески развитой личности, способной к саморазвитию и самореализации.

Сергучев А.Е., первый директор гимназии и коллектив

У истоков создания и развития гимназии стояли талантливые педагоги и компетентные руководители Сергучев А.Е. – первый директор гимназии, Санникова С.С., Шишигина Ф.В., Егоров С.Д., Шахурдина А.К., Тихонов В.И., Тарасов Н.П., Андросова Е.И. За успехи в обучении детей и передовой опыт в 1997 г. гимназия включена в сеть Президентских школ Республики Саха.

С самого начала своей деятельности лицей (гимназия) выполнял и продолжает выполнять роль локомотива системы образования в улусе и республике. Многие успешные начинания, креативные идеи и проекты, образовательные технологии активно распространены, внедрены и успешно трансфомировались в систему и опыт работы многих школ не только Мегино-Кангаласского улуса, но и Республики Саха (Якутия):

– экспериментальная программа «Разработка модели школы, внедряющей демократическую систему обучения по способностям»;

-программа «Информатизация образовательного пространства Майинской гимназии».

-Модернизация школьной библиотеки в медиатеку – информационный центр образовательного пространства гимназии, опыт которой был высоко оценен еще в 2003 г. во Всероссийском конкурсе школьных библиотек «Библиобраз».

– программа «Создание ресурсного центра профильного обучения», ставшая республиканской экспериментальной площадкой Министерства образования РС (Я). В ресурсном центре было создано сетевое взаимодействие школ образовательного пространства школ улуса по реализации программ профильного уровня, опередив на 17 лет подобные системы в других регионах России и Якутии, которые стали появляться только с 2020 г.

-инициатор реализации в республике проекта «Гимназический союз России» Фонда поддержки образования.

-новая Концепция развития образования, основные положения которой опирались на приоритетные направления развития образовательной системы в улусе в связи с новыми социально-экономическими условиями, связанными с переходом на местное самоуправление на поселенческом уровне.

Академик В.П. Ларионов в гостях в Майинском лицее

Частым гостем нашего лицея был выдающийся учёный, специалист в области машиностроения, первый академик Российской академии наук из народа саха, доктор технических наук Владимир Петрович Ларионов. Он возлагал на гимназистов большие надежды. Подаренный школе рукописный материал о его жизни «Начало нового пути в моем роду» хранится в школьном музее. На основе рукописи учителями разработано учебное пособие и используется в воспитательной работе школы. Мы гордимся тем, что продолжая его наследие, выпускники лицея вносят вклад в развитие науки. Одним из них является научное открытие Марии Давыдовой о получении эластомерных материалов, стойких при низких температурах, которое получило широкое распространение.

Мария Давыдова

Сегодня лицей активно продолжает научно-исследовательскую деятельность, является школьной лабораторией ЯНЦ СО РАН.

За 28 лет работы Майинский лицей (гимназия) выпустил более 700 выпускников, из них 126 – с золотыми и серебряными медалями, более 90% продолжили образование в ведущих вузах страны и республики. Сегодня они успешно работают во многих отраслях. Среди них кандидаты технических, биологических, химических наук.

Учащиеся Майинского лицея с М.Е. Николаевым

Сегодня Майинский лицей является одной из ведущих инновационных образовательных учреждений, имеющих свои сложившиеся традиции и отличительные черты. Достижения лицея, его учеников и учителей занимают достойное место на уровне республики и России.

В 2019 г. при лицее открыт Центр гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста», в 2020 г. начал свою деятельность школьный технопарк «Сайдыс». Педагоги лицея разрабатывают и релизуют сетевые образовательные программы по информационным и 3Д-технологиям для учащихся улуса и республики.

Октемский научно-образовательный центр

В долине Эркээни в 1997 году широко заявила о себе Октемская гимназия во главе с прогрессивным директором, учителем математики высшей категории Валентиной Петровной Ноговицыной. Молодой коллектив, сформированный из выпускников Октемской школы, начал созидательный путь «строительства» новой школы. В числе первых учителей из выпускников пришли на работу Федотова С.П., Капитонова Н.П., Большакова Г.Д., Алексеева А.И., которые вместе разделили трудности и успехи создания и становления Октемского лицея с 1995 года.

«В начале 90-х годов в системе образования происходят качественные перемены: поощряется инициатива и творческий подход в образовательной деятельности, принимаются меры по демократизации и гуманизации образования. Это были годы внедрения «Концепции обновления и развития национальных школ Якутской – Саха АССР». Школам предоставлялась свобода в определении собственного направления развития, в выборе варианта учебного плана» – вспоминает В.П. Ноговицына.

В.П. Ноговицына и Г.А. Алексеев

На базе гимназии в 1997 году открыт Центр интеллектуального развития учащихся, а в 1998 году состоялось открытие физико-математического форума «Ленский край», была организована I летняя школа ФМФ «Ленский край». Именно с этого периода начинается история создания уникального учебного заведения – центра по работе с одаренными детьми в Республике Саха (Якутия) – Физико-математического форума «Ленский край» – Малой академии наук Республики Саха (Якутия).

Проект здания Малой академии наук Республики Саха (Якутия)

В 2003 году в рамках реализации технического образования лицей подписал соглашение с МГТУ имени Н.Э.Баумана и открыл Бауманские классы. А в 2004 году налажено сотрудничество с Новосибирским аэрокосмическим лицеем им. Ю.В. Кондратюка, так началась работа по подготовке начно-технических кадров для республики со школьного возраста. Развивая инновационную деятельность, лицей начал тесную работу с Академическим лицеем «Физико-техническая школа» им. Ж. И. Алфёрова, Лицеем при СПбГУТ имени профессора М.А. Бонч-Бруевича, Лицеем имени Н.И. Лобачевского, СВФУ им. М.К. Аммосова.

Учащиеся Октемского лицея в Академическом лицее «Физико-техническая школа» им. Ж. И. Алфёрова, с его директором М.Г. Ивановым, Заслуженным Учителем России

В 2009 году принята Концепция развития «Октемский лицей в первой четверти ХХI века». Концепция развития Октемского лицея разработана по предложению и участию М.Е. Николаева, Попечителя лицея, с учетом рекомендаций независимых экспертов, которая является результатом коллективного труда педагогов, родителей и учащихся. Начата реализация программы РЭП «Индивидуальный учебный маршрут как основа формирования универсальных учебных действий у обучающихся I ступени национальной школы». Создан Центр технического творчества, который в 2015 году стал одним из первых полностью оснащенных Школьных технопарков с мини прозводством выскотехнологичной продукции.

В 2011 году создан Музей космонавтики при содействии Мемориального музея космонавтики г. Москва. Открыта Детская аэрокосмическая школа. Организована первая выездная школа по робототехнике и авиамоделированию на базе института трехмерной робототехники, г. Харбин, КНР (руководители И.Е. Дормидонтов, Ф.Ф. Ковров).

В 2014 году введено в строй новое здание интерната на 75 мест. Лицей вошел в ассоциацию школ ALCoB APEC. В 2016 году к МБОУ «Октемский лицей» присоединен МБДОУ «Детский сад №29 «Мичээр».

В октябре 2016 г. лицей под руководством Ю.И. Семенова стал нетиповым образовательным учреждением «Октемский научно-образовательный центр», и, кроме детского сада, лицея, музея, технопарка, в структуре открылись Институт образовательных технологий и Музей образования Хангаласского улуса. Начался новый этап развития образовательного учреждения.

Музей образования Хангаласского улуса при Октемском НОЦ

На международном уровне НОЦ начал работу в партнерстве с Академией английского языка г. Дублин (Ирландия), Университетом Кюн Хи г. Сеул (Южная Корея), Даляньское общество по культурному обмену между Россией и Китаем в Порт-Артуре.

Торжественная линейка ко Дню Зананий

Достижений лицея за эти годы много, достаточно назвать лишь основные. школа-гимназия стала «Школой века России» (2001), лицей – победитель республиканского конкурса «Начальная школа года – 2003», Октемский лицей выиграл грант в размере 1 млн. рублей как победитель Всероссийского конкурса общеобразовательных школ, реализующих инновационные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2006), юноши – пионеры аэрокосмического движения в лицее под руководством Дормидонтова И.Е. сделали первую серьезную заявку на международных соревнованиях ракетомоделистов в г. Байконур и стали очевидцами запуска космического корабля «Союз-ТМА» (2007), подписано соглашение об образовательном партнерстве с Физико-технической школой имени А.Ф. Иоффе и Санкт-Петербургским государственным университетом телекоммуникаций имени М.А. Бонч-Бруевича (2008). Октемский лицей стал дипломантом всероссийского конкурса «Инноватика в образовании» в рамках выставки «Российский образовательный форум – 2008». Организована первая выездная летняя школа на базе ФТШ им. А.Ф. Иоффе и СПГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, г. С-Петербург (рук. С.Д. Чечебутова). В 2009 году Октемский лицей включен в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». В 2013 году лицей получил серебряную медаль международного конкурса «ITE Сибирская ярмарка» за совместный с аэрокосмическим лицеем имени Ю.В. Кондратюка межрегиональный проект «Одаренные дети».

За годы работы Октемский лицей выпустил более 732 выпускников. По традиции президентских школ они поступают в лучшие вузы страны, такие, как МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, НГУ, МФТИ, Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский политехнический университет, НГТУ и т.п.

Среди выпускников более 15 кандидатов и докторов наук по техническим и физико-математическим направлениям. Выпускники работают инженерами и руководителями структурных подразделений в акционерной компании «АЛРОСА», Институте проблем нефти и газа, «Научно-образовательном центре «Инновационные горные технологии», Институте проблем комплексного освоения недр Российской академии наук, Институте термодинамики Новосибирского государственного университета, Метрострое, в аэропорту Внуково, Технологическом центре разработок «Deutsche Bank» в Лондоне, «Сахатранснефтегаз», в ведущих республиканских IТ-компаниях MyTona и Группа компаний «Синет».

М.Е. Николаев награждает учеников, достигших высоких результатов в обучении

Выпускница 2010 года Айыына Николаева о своей школе отзывается очень тепло: «Все учителя приходили очень рано в школу, даже когда мы специально старались прийти раньше, порой даже к 7 часам. А уходить из школы домой мы не хотели: учителя, уроки, кружки были очень интересны, школьная жизнь была полна красок, друзей и доброты. К нам часто приходил Михаил Ефимович, говорил с нами, спрашивал: «Куда собираетесь поступать?», давал нам советы. Он был тогда для нас, как наш большой отец».

За это время Октемский лицей превратился из маленькой сельской школы в инновационное общеобразовательное учреждение с техническим направлением обучения.

Подводя итоги

История Сети Президентских школ показывает нам, что высокая и благородная цель, наше большое желание и творческий, вдохновенный труд могут достигать хороших результатов в очень короткие сроки. В преддверии 25-летия создания Сети Президентских школ хочется выразить сердечную благодарность каждому педагогу, родителям и общественности за плодотворное сотрудничество в создании новых школ – школ XXI века.

Однако 25 лет – это только начало пути, в мире существуют старейшие школы и университеты, насчитывающие сотни лет и заслужившие мировую известность. Нам к этому надо стремиться.

Сегодня мир открыт, нет границ, чтобы познавать все лучшее и передовое. Поэтому выпускникам школ надо продолжать учебу по выбранному профилю в престижных вузах мира, чтобы научиться у лучших, чтобы стать лучшими во благо развития родной Якутии.

Мы должны ставить перед собой самые высокие цели, самые трудные задачи, только тогда наш талант засверкает.

Главное – не упустить время!

Семенов Ю.И.