8 февраля 2019 года в Таттинском улусе Республики Саха (Якутия) пройдет семинар на тему: «Семиотические технологии обучения в практике школьного образования» при поддержке Управления образования Таттинского улуса
Авторы:
Павлов И.И., к.п.н., доцент ПО ИЕН СВФУ, научный руководитель кафедры естественнонаучного образования АНО ДПО ЯИСОИ,
Данилова М.П., зав кафедрой методики преподавания естественнонаучных предметов АНО ДПО ЯИСОИ
Семиотика, или семиология – это междисциплинарная область исследований, в рамках которой изучаются знаки и знаковые системы, хранящие и передающие информацию: слово, образ, жест и пр. В педагогической практике семиотика используется в исследовании познавательных процессов и как основа развития исследовательских умений.
Теория множественного (семиотического) интеллекта – теория, предложенная Говардом Гарднером в 1983 году как модель интеллекта, которая рассматривает интеллект в различных конкретных (в первую очередь сенсорных) условиях, а не как доминирование одной общей способности к чему-либо.
Семиотические технологии, построенные на теории множественного интеллекта, предоставляют учителям средства, которые позволяют реализовывать в учебном процессе принципы индивидуализации, дифференциации и интеграции учебного материала.
Дидактическая модель, построенная по семиотической технологии строится на трех компонентах:
- Семиотический контекст: отбор содержания раскрывает ту или иную тему в разных культурных кодах: язык фактов, художественные образы, математические символы и т. д.
- Семиотическая деятельность: организация деятельности включает чтение, письмо, аудирование, рисование, двигательную активность, ручной труд, исследование, коммуникацию, ассоциацию, рефлексию и пр.
- Семиотический результат: система оценивания строится с учетом самооценки, процессуальной аутентичной оценки и внешней экспертной оценки на основе взаимодополняющих критериев.
Ключевые понятия: семиотика, технология обучения, множественный интеллект, средства обучения, индивидуализация, дифференциация